• Москва, ул. Первомайская дом 18, корп. 1
  • Email: simavskiy@rmga.ru
Исполнительный директорСимавский Денис +7 (915) 001-03-03

Учебный процесс

Учебный процесс в Школе Горных Гидов АГГР: формирование профессионала по международным стандартам.

В основе нашей системы подготовки горных гидов лежит международный стандарт, который признает, что профессионализм гида складывается из двух взаимосвязанных категорий навыков: технических навыков ("hard skills") и личностно-профессиональных качеств ("soft skills").

  • "Hard skills" – это осязаемые, измеримые умения: уверенное владение лыжами или сноубордом в любых условиях, безопасная работа с веревкой и альпинистским снаряжением, проведение тестов на стабильность снежного покрова, точное ориентирование и навигация, оказание первой помощи. Это фундамент, без которого немыслима безопасная работа в горах.

  • "Soft skills" – это более тонкие, но не менее важные компетенции: умение заботиться о клиенте и создавать позитивную атмосферу, эффективная коммуникация, лидерские качества, управление стрессом в критических ситуациях, принятие взвешенных решений в условиях неопределенности, профессиональная этика и подход к работе.

Именно на гармоничном развитии обеих этих составляющих и построен наш учебный процесс, который можно условно разделить на несколько ключевых этапов, соответствующих международной практике.

Этап 1: Освоение Фундаментальных Технических Навыков ("Hard Skills" на примере лыжных гидов).

Начальный этап обучения посвящен закладыванию прочной базы технических умений. Курсанты проходят интенсивные модули, такие как:

  • Лавинная подготовка: Глубокое изучение снега и лавин, методы оценки лавинной опасности, техники спасения.

  • Альпинизм для лыжных гидов: Основы передвижения и страховки на скальном, ледовом и микстовом рельефе в зимних условиях.

  • Специализированные навыки лыжного гида: Техники ведения группы на лыжах/сплитборде, ориентирование, радиосвязь, первая помощь в горах.

На этом этапе основное внимание уделяется правильному и безопасному выполнению отдельных технических элементов. Однако это лишь вершина айсберга, необходимая основа для дальнейшего роста.


Этап 2: Интеграция навыков и практика работы гида в реальных условиях

Это самый важный и продолжительный этап, где теоретические знания и отдельные технические навыки начинают сплетаться в единое целое – искусство работы гида.

  • Практические выходы и учебные маршруты: Под руководством опытных инструкторов-гидов АГГР курсанты совершают реальные маршруты различной сложности.

  • Ролевая модель "Гид-Клиенты": Каждый курсант поочередно выступает в роли ведущего гида для своей учебной группы, в то время как остальные участники и инструктор играют роль клиентов. Это позволяет отрабатывать все аспекты работы гида: от планирования маршрута и оценки рисков до ведения группы, коммуникации и решения возникающих проблем.

  • Ротация Преподавательского Состава: Мы придаем большое значение тому, чтобы курсанты в процессе обучения взаимодействовали с различными инструкторами АГГР. Такая ротация позволяет увидеть разные стили ведения, подходы к решению задач и интерпретации ситуаций. Каждый гид-инструктор, обладая богатым и уникальным опытом, привносит свою перспективу, что помогает курсантам:

    • Смотреть на работу гида под разными углами: Избегать копирования одного единственного стиля.

    • Критически анализировать различные методики: Выбирать те, которые наиболее эффективны в разных обстоятельствах.

    • Формировать свой собственный, осознанный стиль работы, основанный на глубоком понимании принципов, а не на слепом подражании.

  • Обратная связь и коррекция: В зависимости от уровня подготовки группы и конкретной задачи, инструктор может корректировать ошибки курсантов либо немедленно (особенно на начальных этапах или при возникновении небезопасных ситуаций), либо в конце дня во время подробного дебрифинга (разбора). На дебрифинге анализируются принятые решения, технические аспекты, работа с группой и управление рисками.

Результат этого этапа – не просто набор отдельных умений, а способность курсанта эффективно сочетать различные аспекты для обеспечения качественной, безопасной и интересной работы гида с клиентами. Один из ключевых постулатов нашего обучения: "Знать, какую технику, когда и почему необходимо применять". Курсанты учатся не просто выполнять действия, а понимать их целесообразность в конкретной ситуации, адаптироваться к меняющимся условиям и принимать обоснованные решения.

Этап 3: Квалификационные экзамены – проверка готовности к реальной работе

В нашей системе экзамены – это не просто "срез знаний" по отдельным дисциплинам, хотя проверка ключевых технических навыков, безусловно, присутствует. Основная цель экзамена – оценить способность кандидата самостоятельно и безопасно работать лыжным гидом в условиях, максимально приближенных к реальным.

  • Структура экзамена: Экзамен во многом повторяет формат второго этапа обучения (практические выходы с выполнением роли гида), но с существенными отличиями:

  • Максимальная самостоятельность: Кандидат принимает все решения самостоятельно.

  • Высокий уровень сложности: Маршруты и задачи подбираются так, чтобы проверить весь спектр навыков.

  • Психологический прессинг: Кандидат работает под наблюдением экзаменаторов, что создает дополнительное напряжение.

  • "Искусственные проблемы": Экзаменаторы могут вносить элементы неожиданности, имитируя нештатные ситуации (изменение погоды, "проблемы" у клиентов, технические сложности), чтобы оценить стрессоустойчивость и способность кандидата принимать верные решения в критических условиях.

  • Философия экзамена: Мы исходим из того, что работать гидом, когда все идет по плану, – относительно несложно. Настоящее мастерство и профессионализм проявляются тогда, когда "все плохо": ухудшилась погода, группа устала, произошел инцидент (например, попадание в лавину, травма, падение в трещину на леднике), допущена ошибка в навигации. Многие, даже считающие себя опытными, в такие моменты могут столкнуться со значительными трудностями в принятии решений и начать совершить критические ошибки. Либо сталкиваться с замешательством и паникой.

  • Экзамен как кульминация обучения: Поэтому экзамен в АГГР – это не формальное завершение курса, а наивысшая точка учебного процесса. Именно на экзамене кандидат получает наиболее объективную оценку своего реального уровня подготовки, осознает свои сильные стороны и зоны роста. Зачастую, именно после экзамена (особенно если он не сдан с первого раза) происходит наибольший профессиональный прогресс, так как кандидат получает четкое понимание того, над чем ему нужно работать.


Таким образом, учебный процесс в Школе Горных Гидов АГГР – это комплексная система, направленная на формирование не просто технически грамотного исполнителя, а думающего, ответственного и высококвалифицированного профессионала, способного обеспечить безопасность и незабываемый опыт для своих клиентов в горах.




АГГР ГОТОВИТ ГИДОВ ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ:




АЛЬПИНИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Инструктор-проводник по альпинизму и горному туризму


Альпиндустрия
Вертикальный Мир
Мастерская приключений
NEW ROUTE
HELIPRO
SaveproLife
Ассоциация Горы — лыжи — вертолет
Лавинная Ассоциация России
Специализированное исследовательское архитектурное бюро в сфере круглогодичного туристического развития и обустройства горных территорий